Изменения в Технический регламент Таможенного союза ЕврАзЭС
тел: +7 903 103 06 12 Личный кабинет Регистрация
Портал «Опасный груз» - объединение участников рынка опасных веществ и изделий.
ДОПОГ 2021
ДОПОГ 2023
в наличии

Официальное печатное издание

Изменения в Технический регламент Таможенного союза ЕврАзЭС

«О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) 

    Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. № 6 внесены изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011 , утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877, в части установления обязательности оснащения транспортных средств системами спутниковой навигации /устройствами вызова экстренных оперативных служб .

     В частности, в понятийный аппарат Регламента включены определения:

    Соответствующие изменения внесены в некоторые приложения к Регламенту в ряд приложений:

    Внесенные изменения предусматривают сроки оснащения соответствующих категорий* выпускаемых в обращение транспортных средств системами устройствами вызова экстренных оперативных служб:

а) транспортные средства категории М1, не входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95 должны оснащаться устройством вызова экстренных оперативных служб с 1 января 2015 года;

б) транспортные средства категории N1, не входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95 должны оснащаться устройством вызова экстренных оперативных служб с 1 января 2016 года;

в) транспортные средства категории М2 M3 N2 N3, не входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95 должны оснащаться устройством вызова экстренных оперативных служб с 1 января 2017 года;

г) транспортные средства категории М1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95 должны оснащаться устройством вызова экстренных оперативных служб с 1 января 2015 года;

д) транспортные средства категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95 должны оснащаться устройством вызова экстренных оперативных служб с 1 января 2017 года;

Для единичных** транспортных средств, выпускаемых в обращение установлены следующие сроки:   

 

 

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877, включая внесенные изменения, вступает в силу с 1 января 2015 года.

Со дня вступления в силу данного регламента на территориях стран-участников Таможенного союза не применяются соответствующие обязательные требования, установленные законодательством сторон.

    В настоящее время и до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в Российской Федерации действует Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №720. Данный регламент до 8 апреля 2014 года предусматривал обязательность оснащения транспортных средств системами спутниковой навигации. Пункта  8 регламента, гласил:

ранспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами. Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 г."

    При этом порядок оснащения транспортных средств определялся приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 января 2012 г. №20 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории М, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

    8 апреля 2014 года Верховный суд полностью удовлетворил заявление ООО «Малое предприятие «АРС» и признал недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 8 технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 и приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 20.

    Судом было определено, что в абзаце втором пункта 8 Технического регламента, Правительство Российской Федерации вышло за пределы своей компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области осуществления навигационной деятельности, установив полномочия Минтранса России по определению порядка оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности.

    Кроме того, федеральные органы исполнительной власти не наделены Федеральным законом от 14 февраля 2009 г. №22-ФЗ какими-либо полномочиями в сфере навигационной деятельности, а в сфере технического регулирования согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ вправе издавать акты только рекомендательного характера.

    Действующий с 2009 года Федеральный закон «О навигационной деятельности» делегирует Правительству России право устанавливать порядок оснащения различных объектов (в том числе автомобилей) системами навигации. Однако в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств конкретных требований не содержалось – соответствующие полномочия были переданы Министерству транспорта РФ. Это ведомство, в свою очередь, обязало устанавливать аппаратуру «ГЛОНАСС» или «ГЛОНАСС/GPS» на предназначенные для коммерческой перевозки пассажиров транспортные средства категории M (автобусы) и категории N, используемые для перевозки опасных грузов.

    Заявление в Верховный суд России о признании такого порядка незаконным подало ООО «Малое предприятие «АРС». По мнению предпринимателей, положение по установке навигаторов «не отвечает принципу формальной определенности, допускает неограниченное усмотрение в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу». Кроме того, в заявлении указывалось на незаконность переделегирования прав определять перечень оснащаемых навигаторами транспортных средств Минтрансу.

    Следует отметить, что требования об установке навигаторов «ГЛОНАСС» или «ГЛОНАСС/GPS» на автобусы и другие перевозящие пассажиров транспортные средства (имеющие не менее десяти сидячих мест) вступили в силу с 1 января 2013 года. Причем Минтранс обязал их владельцев не только установить соответствующую аппаратуру, но и обеспечить непрерывную передачу данных о местоположении и скорости движения автомобиля в специальный центр Ространснадзора. На владельца возлагались и все расходы по установке, тестированию и оплате услуг связи. Без предъявления специального свидетельства, подтверждающего работоспособность навигаторов, автоперевозчики не могли получить или продлить лицензию.

    По расчетам экспертов Министерства экономического развития РФ, один комплект бортовой аппаратуры для пассажирского автотранспорта обходится перевозчику примерно в 60 тысяч рублей, еще до 30 тысяч оцениваются затраты на его установку. В итоге расходы только на оснащение транспортных средств могут превысить 60 млрд рублей. Еще до 1,2 млрд рублей владельцы такси, автобусов и грузовиков должны ежегодно тратить на обслуживание.

    В сложившейся ситуации, в связи с отменой приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 20, не определено каким документов будет регламентировано оснащение аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств после вступления в силу Технического регламента Таможенного союза. Исходя из пункта 13 данного регламента, оснащение транспортных средств осуществляется в порядке, установленном законодательством государств-членов Таможенного Союза. 

 

__________________________________

* Категории транспортных средств

 

Категория L - Мототранспортные средства

               Мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе:

Категория L1- Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L2 - Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или

- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

               Мотоциклы, мотороллеры, трициклы, в том числе:

Категория L3 - Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L4 - Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

               Категория L5 -  Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

               Квадрициклы, в том числе:

Категория L6 - Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или

- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

               Категория L7 - Четырехколесное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого, не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Категория M - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров

               Автомобили легковые, в том числе:

               Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

               Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства в том числе:

Категория М2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.

               Категория М3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

               Категория N - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе:

Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

Категория N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

Категория N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.

 

**  

"Единичное транспортное средство" - транспортное средство:

в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение;

или вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта;

или являющееся результатом индивидуального технического творчества;

или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу;

ввозимое на единую таможенную территорию Таможенного союза: физическим лицом для собственных нужд;

или ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет;