Круглый стол "Обеспечение безопасности перевозки опасных грузов на железнодорожном транспорте"
тел: +7 903 103 06 12 Личный кабинет Регистрация
Портал «Опасный груз» - объединение участников рынка опасных веществ и изделий.
ДОПОГ 2021
ДОПОГ 2023
в наличии

Официальное печатное издание

Круглый стол "Обеспечение безопасности перевозки опасных грузов на железнодорожном транспорте"

29 апреля 2015 года в Издательском доме «Гудок» состоялся «круглый стол» на тему «Обеспечение безопасности перевозки опасных грузов на железнодорожном транспорте».

 

Участие в мероприятии приняли руководители и специалисты организаций, осуществляющих перевозку опасных грузов железнодорожным транспортом:  ОАО «РЖД», компаний – операторов, грузовладельцев; представители регулирующих ведомств;  специалисты аварийных служб, а также эксперты профильных профессиональных объединений и ассоциаций. 

SI290415.jpg

 

В ходе дискуссии эксперты обсудили основные вопросы, касающиеся обеспечения безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, в том числе вопросы государственного контроля и совершенствования нормативно-правовой базы, преодоления технических и технологических барьеров, страхования рисков, предотвращения возникновения аварийных ситуаций. Кроме того, основными темами дискуссии стали внутренние и международные требования к перевозке и хранению опасных грузов, международные и национальные стандарты и регламенты обеспечения безопасности и качества транспортировки, а также государственная политика в области безопасности при перевозке и хранении ОГ.

Оценив текущую ситуацию, сложившуюся на рынке перевозок опасных грузов,  и обозначив актуальные проблемы в данной сфере, участники  «круглого стола» обменялись мнениями о возможных способах их решения.

Генеральный директор Научного центра «Транспортировка опасных грузов» Александр Христолюбов сообщил, что возглавляемый им научный центр, занимающийся разработкой нормативных документов в области перевозки опасных грузов, берет за основу своей работы рекомендации ООН, и принимает участие в разработке нормативов совместно с представителями железнодорожных администраций западных стран,  таким образом,  синхронизируя российскую нормативную базу с действующими в зарубежных странах правилами. Однако разрабатываемые документы в этой сфере, по его словам, требуют регулярного обновления. Существующие на сегодняшний день правила перевозок, схемы оповещения, технические средства защиты,  сильно устарели, поскольку они были определены и установлены  в 90-х годах.

Вице-президент – начальник Департамента безопасности движения  ОАО «РЖД» Шевкет  Шайдуллин рассказал о ситуации в сфере безопасности транспортировки опасных грузов. Он сообщил, что является председателем Центральной комиссии по предупреждению транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций, в состав которой входят участники транспортного рынка.

Комиссия, как пояснил вице-президент ОАО «РЖД», проводит мониторинг ситуации на сети, и на основе анализа результатов работы в 2014 году сделала определенные выводы. Руководствуясь ими, Шайдуллин назвал главные риски, которые имеются на железной дороге. По его словам, они связаны с  потенциально опасной продукцией вагоностроителей,  дорожно-транспортными событиями на железной дороге, а также технологическим состоянием инфраструктуры. Вероятность событий, которые могут перерасти в тяжелые, достаточно высоки, отметил он.

Вице-президент  ОАО «РЖД» подчеркнул, что первым вопросом, который требует пристального внимания, является вопрос регламентирования на законодательном уровне обязательных требований, первым из которых является требование понятийности подхода к опасным грузам. Второе – это права и обязанности участников перевозочного процесса, и в этой сфере законодательство требует серьезной проработки, сказал Шайдуллин, пояснив, что если подвижной состав находится в руках бизнеса, соответственно, он и несет ответственность за его техническое состояние, и должен принимать меря для сокращения риска  возникновения происшествий. 

Кроме того, важным направлением работы в сфере перевозки опасных грузов, по мнению Шайдуллина, является создание подвижного состава с принципиально улучшенными технико-экономическими характеристиками.  «Сегодня я не увидел достаточно серьезных, больших инновационных подходов, которые бы дали возможность принципиально пересмотреть технологию организации перевозок на «гарантированных плечах», и  тем самым минимизировать работу вагонного комплекса ОАО «РЖД». Вагоны, которые хотят попасть в разряд инновационных, должны формировать свое техническое обслуживание от места погрузки до места выгрузки, но сегодня ни один вагон в это вписаться не может», – заявил Шайдуллин.

Исполнительный директор НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрий Королев обозначил три основных направления работы по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере перевозки ОГ. Первое он связал  с регламентированием перевозок в цистернах-бункерах, второе – в танк-контейнерах, третье – в крытых вагонах. Он подчеркнул, что в требованиях к перевозкам в этих типах подвижного состава существует разнобой, который является элементом опасности, и для минимизации рисков, требуется провести работу по приведению существующих требований к единообразию.

Исполнительный директор СОЖТ также прокомментировал вопрос  необходимости приведения российского законодательства к европейским стандартам. По его словам, следует грамотно оценить, насколько востребованы эти меры. В условиях сокращения грузопотоков, следующих в Европу, в том числе в силу перехода грузов на водный транспорт,  уменьшается количество вагонов, к которым нужно применять европейские требования. В то же время объем грузов в направлении Восточных стран растет, однако нормативно-правовой базы, позволяющей направлять грузы в этом направлении, нет. Эти вопросы, по мнению Королева, требуют внимательного рассмотрения и оценки.

Заместитель начальника отдела по надзору за предприятиями химического комплекса и транспортированием опасных веществ Управления  общепромышленного надзора  Ростехнадзора Надежда Печникова отметила, что вопрос перевозки опасных грузов в текущих условиях крайне  актуален. По ее мнению, проблемы в этой сфере связаны с тремя составляющими: нормативной базой, подвижным составом, процедурой определения ответственности за возникающие события.

Что касается повышения ответственности, она отметила, что предприятия химической отрасли, эксплуатирующие подвижной состав, по действующим законам, обязаны получать лицензию для работы по проведению сливно-наливных операций, а также дополнительно получать лицензию на погрузку-выгрузку опасных грузов. «Никто не говорит, что погрузка-выгрузка не должна контролироваться, но на деле выходит, что предприятия вынуждены получать две лицензии на один и тот же вид работ», – сказала она. По ее словам, переход на процедуру страхования в данном случае может повысить ответственность предприятий.

Кроме того, представитель Ростехнадзора указала на то, что технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава предъявляет требования к новой выпускаемой и модернизируемой продукции, и в первую очередь он говорит о необходимости обеспечить требования безопасности ходовой части, но практически не содержит требований к состоянию или оборудованию самой цистерны. Этот пробел, по ее словам, следует устранить.

И.о. начальника управления коммерческой работы  Управления коммерческой работы и нормативного обеспечения в сфере грузовых перевозок Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» Александр Казанцев сказал, что в настоящее время существует шесть видов правил, действующих в РФ при перевозке опасных грузов, и между ними есть определенная несостыковка. Эти правила, по словам Казанцева, были приняты в 1997 году, но с тех пор в них внесено 12 дополнений и изменений, связанных со структурой опасных грузов, с подвижным составом для перевозок. А в мае 2015 года будут внесены дополнительные правки. Так, по его словам, неправильно говорить, что нормативная база не обновлялась и не актуализировалась, хотя определенное отставание наблюдается.

Он подчеркнул, что «больным» местом для  ОАО «РЖД» является тот факт, что уже длительное время не решается вопрос об утверждении положения об осуществлении функций компетентного органа РФ по перевозкам опасных грузов. Последнее предложение о необходимости создания этого органа холдинг направил в 2014 году в Минтранс, однако решения до сих пор принято не было. «Скорейшее утверждение положения позволит максимально оперативно решать вопросы, связанные с приведением в соответствие нормативной базы, связанной с перевозкой опасных грузов», – пояснил Казанцев.

Генеральный директор ООО «Спецпортал» Сергей Бочков, в свою очередь, сделал упор на важности повышения качества профессиональной подготовки работников, деятельность которых связана с организацией и осуществлением перевозок опасных грузов. Кроме того, он предложил уделить особое внимание вопросу создания института подготовки  специальных консультантов, обеспечивающих безопасность транспортировки опасных грузов. Идею создания такого института поддержала представитель Ростехнадзора Надежда Печникова.

Участники деловой встречи сошлись во мнении, что решить существующие в сфере транспортировки опасных грузов проблемы возможно лишь при деятельном участии всех заинтересованных лиц, в тесном взаимодействии профессиональных сообществ и объединений, органов федеральной власти, надзорных ведомств. Также эксперты отметили, что в настоящее время участникам рынка удается говорить на одном языке, и необходимо постараться, что существующие инициативы нашли свое отражение в предстоящей работе. 

 

Благодарим Издательский дом "Гудок" за приглашение к участию в работе "круглого стола" !

 

Данный материал предоставлен пресс-центром Издательсткого дома "Гудок" , полный материал опубликован по ссылке http://www.gudok.ru/events/detail.php?ID=1263073

WWW.GUDOK.RU (c)