Участие в работе круглого стола "Перевозки нефтеналивных грузов и СУГ железнодорожным транспортом"
23 марта т.г. наша компания, в лице генерального директора Бочкова Сергея Николаевича, приняла участие в проведении "круглого стола" по тематике "Перевозки нефтеналивных грузов и СУГ железнодорожным транспортом. Актуальные вопросы развития рынка"
В мероприятии приняли участие около 60 экспертов, в числе которых представители центрального аппарата и профильных филиалов ОАО «РЖД», руководители и специалисты ведущих предприятий отрасли, такие как ООО «ИСР Транс», ООО «Спецтрансгарант», ТанкОйл, ООО «Газпромнефть-Логистика», АО «ХимИнвестТранс», АО «Инфотек-Балтика М», АО «Алтайвагон» и другие. Научно-аналитическое сообщество представляли эксперты ВАВТ Минэкономразвития РФ, ИПЕМа, Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и других некоммерческих партнерств и ассоциаций.
В рамках мероприятия участники обсудили основные тенденции рынка перевозок нефтеналивных грузов и сжиженных углеводородных газов, возможности оптимизации логистических схем и проблемы взаимодействия участников перевозочного процесса.
В ходе дискуссии были затронуты вопросы тарифного регулирования в данной сфере, состояния вагонного парка цистерн, обеспечения безопасности и технического контроля. Также участники обменялись мнениями об особенностях транзитных и экспортных перевозок нефтеналивных грузов, обсудили существующие проблемы и перспективы их решения.
Заведующий кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Юрий Щербанин выступил с сообщением о текущей ситуации на рынке перевозок нефтеналивных грузов и СУГ железнодорожным транспортом. В частности, эксперт отметил, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, «паника на рынке зачастую напрасна» – крупные проекты по добыче нефти развиваются, с ними в скором времени вырастут и железнодорожные перевозки. Кроме этого, по словам Щербанина, бурение также развивается в плюсе и на разведку месторождений выделено финансирование, а значит, «ситуация в скором времени стабилизируется».
Начальник управления мониторинга транспортного рынка Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО «РЖД» Максим Тынянов рассказал о факторах, которые привели к спаду железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов в нынешнем году. По его словам, на это повлияло увеличение налогов на добычу полезных ископаемых, что негативно сказалось на нефтепереработке; введение санкций и, как следствие, падение потребительской способности населения; а также введение экспортных пошлин, которое привело к существенному снижению экспортных перевозок нефтехимических грузов в 2016 году.
Заместитель начальника управления движения Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Руслан Киреев доложил о комплексе мер по улучшению и повышению качества перевозочного процесса, применяемых в ЦД.
«В 2015 году с нашей стороны выполнены все ключевые параметры организации перевозочного процесса, обеспечена заданная динамика бюджетных показателей использования подвижного состава, улучшен график движения грузовых поездов, повышена эффективность работы станционного комплекса. Кроме этого, в Центральной дирекции создан отдел по организации логистики перевозок и данная структура уже показывает свою эффективность», - уточнил Киреев.
Ответственный секретарь АСКОП Александр Песляк в своем выступлении обозначил основные проблемы, возникающие при эксплуатации вагонов у компаний-операторов. Среди них: проблемы текущего отцепочного ремонта, перевозка грузов по графику и технология по оказанию услуги отстоя порожних грузовых вагонов на путях общего пользования.
«Продолжаются отцепки в ТОР по небольшим неисправностям. Стоимость ремонта, вроде бы, тоже небольшая, но она накладывается на расходы по подаче и уборке вагонов, стоимость контрольно-регламентных операций – все это складывается для компаний в значительные суммы», - подчеркнул Песляк.
Также эксперт отметил, что операторы платят большие штрафы за простой вагонов, а вот ОАО «РЖД» материальную ответственность за задержку грузов в движении по графику на себя брать не готово. В качестве решения существующих проблем он предложил разработать новую форму договора, в которой учитывались бы интересы всех участников процесса.
В ответ на предложение ответственного секретаря АСКОП Максим Тынянов сказал, что на базе ЦФТО, по поручению президента компании создана рабочая группа, в рамках которой можно обсуждать любые проблемы, связанные с организацией перевозок и рассматривать все технологические, правовые, корпоративные и другие актуальные вопросы, с целью выработки совместных решений.
Начальник Департамента реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» Алевтина Кириллова сообщила о тарифах на перевозки нефти и основной части нефтепродуктов. Они, согласно прейскуранту №10-01, отнесены к грузам второго тарифного класса. При их перевозке предусмотрено применение дополнительных коэффициентов: от 1,061 до 1,15 к тарифам раздела 2. Продукция нефтехимии и нефтепереработки, с учетом высокой удельной стоимости и низкой доли транспортной составляющей, отнесена к третьему классу с повышающим коэффициентом 1,74. СУГ относятся к первому классу и к ним применяются понижающие коэффициенты 1,02 и 1,04.
Заместитель генерального директора АО «ХимИнвестТранс» Ольга Галкина, в своем сообщении провела сравнительный анализ танк-контейнеров и цистерн, обозначив, что конкурировать эти виды тары не могут.
«Танк-контейнеры популярны из-за дефицита цистерн. «Танки» ввести в эксплуатацию очень тяжело, и СУГ в них возят скорее от безысходности. Контейнер цистерне не конкурент, не помеха, и на автомобильный транспорт он не уйдет. Дешевой качественной услуги перевозки в танк-контейнерах быть не может», - пояснила Галкина.
Заместитель генерального директора по перспективному развитию АО «Алтайвагон» Станислав Золотарев доложил о состоянии вагонного парка цистерн и востребованности в танк-контейнерах. По его словам, спроса со стороны российских операторов на отечественные танк-контейнеры для перевозки нефти нет.
«Объем производства нулевой и газовых контейнеров тоже. На российском рынке только импортные танк-контейнеры. Два года назад для нас было большим событием создание контейнера из полимерных материалов, но спроса на него тоже нет. Цистерна всегда будет выигрывать, потому что у танк-контейнера есть проблема – первая и последняя миля. То есть, если в тарифах на жд перевозки он и выигрывает, то именно на моменте загрузки и выгрузки весь объем экономии будет съеден – стоимость обработки контейнера всегда высокая», - пояснил Золотарев.
Кроме этого, эксперт отметил, что производство нефте-бензиновых цистерн в России за последние пять лет упало 20 раз. Спрос присутствует только со стороны кэптивных компаний и стран СНГ.
«Также отсутствует спрос на цистерны для перевозки темных нефтепродуктов. Причина в том, что производство уходит «в трубу». Еще большая проблема в том, что парк очень молодой и на рынке большой профицит – более 15 тыс. вагонов» - добавил Золотарев.
В завершение встречи участники сошлись во мнении, что серьезных поводов для пессимизма в том, что касается объемов перевозок нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом, нет, но в условиях серьезной конкуренции всем участникам рынка нужно повышать собственную эффективность и клиентоориентированность.
По материалам ИД "Гудок" (с)